вторник, 24 июня 2008 г.

Но это справедливо только по отношению ко второй части учения Дхармакирти, именно учению об умозакл

Но это справедливо только по отношению ко второй части учения Дхармакирти, именно учению об умозаключении. Что же касается до восприятия и отчасти суждения, то тут мы напрасно стали бы искать психологического анализа ощущений, представлений, понятий и т. п. Напротив, Дхармакирти, как мы сейчас увидим, даже с особенным старанием подчеркивает то обстоятельство, что его наука имеет дело только с готовыми представлениями и суждениями, а отнюдь не с процессом их постепенного образования. Представление, не вполне ясное и сознаваемое, вовсе не относится к области правильного познания, оно даже противополагается ему как познание сомнительное или ложное (NBT. 2. 17). Он вовсе не занимается исследованием познания с психологической стороны. Даже представления, из коих слагается психическая жизнь только что появившегося на свете ребенка, уже имеют для него значение готовых представлений, так как за ними следуют целесообразные действия. Вышеприведенные слова Дхармоттары очевидно нужно понимать в смысле противоположения обыкновенного познания инстинктивному. За первым могут наблюдать и анализировать его, тогда как инстинктивные действия и мысли часто и заметить-то бывает невозможно, тем более анализировать. Представления бывают или наглядные, которые создаются при непосредственном участии органов чувств, или умозаключаемые, в создании которых чувства не действуют непосредственно, а лишь кружным путем, указанием на представление, которое находится в неразрывной связи с умозаключаемым или наглядным представлением. Сообразно тому и познание бывает или наглядное, или умозаключаемое. Собственно термин 'знание' (jnana и vijfiana) одинаково служит для обозначения как знания вообще, так и представления и суждения. То и другое, по терминологии Дхармакирти, синонимы. 151 В веданте и некоторых других школах между терминами vijfiana и jnana большое различие. Первым обозначается обыкновенно эмпирическое знание, а вторым высшее метэмпирическое или метафизическое познание единой духовной субстанции или брахмана. инвестиции vbulletin

Комментариев нет: