вторник, 24 июня 2008 г.

I. 1. 4) восприятие определяется так: «познание, возникающее из взаимодействия чувств и объекта, не

I. 1. 4) восприятие определяется так: познание, возникающее из взаимодействия чувств и объекта, несловесное, не-ошибочное и дающее ясное представление, есть восприятие (indriyarthasannikarsotpannam jnanam avyapadecyam avyabhicari vyavasayatmakarh pratyak- Первое из этих определений указывает на грубо-реалистическое понимание роли чувств в восприятии. Ватсьяяна говорит, что тут имеется в виду соприкосновение внешних органов чувств с объектом, и так же взаимодействие внешнего и внутреннего чувства, но не взаимодействие последнего с душой, так как этот последний вид взаимодействия не является характерным для восприятия; он имеет такое же значение и при других источниках познания. Уддьотакара по этому поводу устанавливает шесть видов взаимодействия органа чувств с объектами. Оказывается, что орган может войти в соприкосновение не только с объектом, но и со всем тем, что с последним соединено или в нем ингерирует (NV. 2. 15). Это учение есть несомненный ответ на буддийский взгляд о невозможности воспринимать чувствами непосредственно общие признаки. Теория шести видов соприкосновения органов чувств не только с объектом, но и со всеми теми признаками, которые в нем прямо или косвенно ингерируют, укрепилась в системе ньяя с этих пор и существует в ней и доныне. Признак 'несловесное', согласно Ватсьяяне (на NS. I. 1. 4), означает такое знание, которое, хотя и может быть обозначено словом, но произошло в данном случае из восприятия, а не из словесного сообщения. По его мнению, слова могут обозначать что угодно, все, что существует; но если знание сообщается не словами, а деятельностью чувств, то оно 'несловесное'. Уддьотакара (NV. 39- 19 и след.) колеблется в понимании этой части определения, а Вачаспатимишра (NVTT. 82. 185. 7) полагает, что 'несловесное' восприятие означает тут чистое восприятие; оно 'несловесное' в том смысле, что оно есть познание, которое вступать в связь со словом не в состоянии. Не может быть сомнения в том, что толкование Вачаспатимишры искусственное и противоречит смыслу всей сутры, так как одно и то же восприятие не может в одно и то же время быть и чистым и смешанным. продвижение уфа

Комментариев нет: